Слово издателя – педагогам

Основное изображение статьи

Уважаемые педагоги! 

Сегодня вы – школьные руководители, педагоги, воспитатели, наставники – проводите огромную работу, важность которой невозможно переоценить.

Ее итогом станет создание комплексной общенациональной системы самоопределения и профессиональной ориентации детей и молодежи. Базовые ориентиры для системы установлены президентским указом о национальных целях развития России на ближайшее десятилетие. Определены масштабы системы, она должна охватить 100% обучающихся. Зафиксированы сроки формирования – к 2030-му году. Задана и ее ключевая качественная характеристика, система должна быть работающей и эффективной.

Иными словами, фронт работы обширный!

Поэтому мы рады представить новое общероссийское справочно-информационное издание «В Профиле», которое, надеемся, станет для вас надежным информационным помощником в проведении всех самых интересных профориентационных мероприятий в вашей образовательной организации.

Но прежде позвольте представиться и ответить на вопросы:

  1. Кто мы?
  2. Почему инициировали данный проект?
  3. В чем его суть и особенности?

1. Кто мы?

Итак, Мы – это издательство «Аккредитация в образовании», созданное в 2005 году для освещения и профессионального обсуждения широкого круга вопросов, тем и практик в области оценки, обеспечения и гарантии качества российской высшей школы, а также отечественной системы СПО.

Наш «якорный» издательский проект – информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании»– за 20 лет стал одним из признанных изданий-лидеров среди федеральных специализированных СМИ. За это время в свет вышло 160 номеров (8 выпусков в год в печатном и электронном вариантах), а в 2020 году при журнале создан и вот уже 5 лет активно действует редакционный Экспертный совет «АО», в состав которого входят ректоры более сотни ведущих российских вузов.

Отличной издательской и партнерской школой стал для нас проект «Higher Education Discovery» (HED). Это мультиязычное международное приложение к журналу «Аккредитация в образовании», которое издается с 2020 года и знакомит огромную
аудиторию иностранных абитуриентов с российскими вузами. Журнал HED на сегодняшний день стал востребованным информационным инструментом экспорта российского образования.

И совершенно особое место в нашем редакционном «портфеле» занимают значимые социально-ориентированные проекты. Ежегодный справочник для абитуриентов «Программы вузов России» (изд. с 2005 г.), который распространялся бесплатно среди тысяч российских школ накануне каждой приемной кампании. Еще одно ежегодное справочное издание «Лучшие программы инновационной России» (изд. с 2010 г.) о самых передовых и качественных, признанных экспертным
сообществом образовательных программах российской высшей школы стало уникальным информационным источником как для абитуриентов, так и для работодателей.

Таким образом, за 20 лет издательством накоплен значительный опыт плодотворного сотрудничества со всеми основными аудиториями системы образования. Именно этот опыт позволил нам приступить к реализации нового информационного проекта в столь многоаспектной, но крайне актуальной сфере как профориентация школьников. Вот, пожалуй, один из ответов на вопрос: Почему мы инициировали данный проект? Далее добавим еще несколько важных аргументов…

2. Почему инициировали данный проект?

Профориентация включена в перечень национальных приоритетов.  

Первый аргумент

Такой статус, зафиксированный Указом Президента РФ 2024 года, придает особое значение всей деятельности государства
и профессионального сообщества в данной сфере. Из уже сделанного необходимо отметить разработанную и утвержденную Минпросвещения РФ Единую модель профориентационной деятельности (профминимум), которая с 1 сентября 2023 года была внедрена в школах Российской Федерации, а в 2024 году в профориентационных мероприятиях приняли участие свыше 8,5 млн подростков из всех 89 регионов страны.

Следующий важный этап развития национальной системы ранней профориентации учащихся пройдет в рамках реализации новых национальных проектов, в частности, проекта «Молодежь и дети». Предстоит решить немало задач: по дальнейшему вовлечению школьников в систему профориентации, по расширению и углублению содержания профориентации (в том числе благодаря подключению к профориентационной работе новых участников и партнеров), по координации ее методического, управленческого и – что важно для нас как издателей – информационного компонентов. Но эти усилия стоят того, потому что системная профориентационная деятельность всегда дает значимые практические результаты.

Второй аргумент

О первых положительных результатах комплексного подхода к решению задач школьной профориентации свидетельствует экспертное сообщество. Исследования в ряде российских регионов выявили, что в тех субъектах, где ведется системная профориентационная работа, уровень поступления абитуриентов на ключевые для региона специальности вырастает до 40%. И еще весьма показательная цифра: в регионах с проактивной позицией по профориентации за год на 10-12% вырастает количество выпускников школ, планирующих остаться для учебы и будущей карьеры в своем регионе. Но что подразумевают эти определения: «системная профориентационная работа», «проактивная позиция региона»? В числе других ключевых процессов этот является широким вовлечением организаций высшего и среднего профессионального образования.

Третий аргумент

На данный компонент прямо указано в подготовленных Минпросвещения РФ «Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации», где подчеркивается, что успех выстраиваемой системы последует, если в нее будут вовлечены «не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО…». Действительно, как специализированное СМИ, многие годы работающее в медийном образовательном поле, мы можем ответственно подтвердить – такое вовлечение крайне необходимо, к тому же в нем заинтересованы и сами вузы и ссузы, поскольку тема поиска мотивированного, сумевшего сделать правильный профессиональный выбор абитуриента, с каждым годом становится все более насущной. Более того, анонсированные преобразования отечественной системы подготовки кадров выводят вопрос профориентационного взаимодействия разных уровней образования в разряд остроактуальных, и об этом следующий аргумент: новые вызовы потребуют от абитуриентов высокой готовности к профессиональному самоопределению и карьерной грамотности.

Четвертый аргумент

Заявленный государством курс на раннюю профориентацию школьников, а на современном этапе на развитие целевого набора и целевой подготовки специалистов, а также на обязательное сопряжение подготовки кадров с актуальными потребностями региональной и национальной экономики, ставит перед отечественной системой профессионального образования вопрос поиска новых эффективных решений в сфере информационного взаимодействия с молодыми людьми и их родителями, работодателями, школьным сообществом. Наконец, еще один очень значимый вызов – предстоящий переход самой высшей школы на «постболонскую» модель подготовки кадров. Этот масштабный процесс также потребует качественного профессионального информационного сопровождения, направленного на повышение у будущих абитуриентов готовности к профессиональному самоопределению и карьерной грамотности.

Но для выхода информационного образовательного партнерства на новый качественный уровень необходим ряд условий, и одно из базовых – наличие надежного информационного канала «образовательная организация – школьное сообщество».

Пятый аргумент

Этот аргумент стал для издательства одним из ключевых доводов «за» реализацию профориентационного медиапроекта «В Профиле». В данном случае мы ориентировались на мнения и пожелания редакционного Экспертного совета журнала «Аккредитация в образовании», куда входит более сотни ректоров ведущих российских вузов. Тематика партнерства со школами, в том числе по вопросу профессиональной ориентации школьников, рассматривалась в рамках Экспертного совета и публиковалась на страницах журнала неоднократно. Сильные вузы – региональные и отраслевые – как правило, имеют большой опыт взаимодействия со школами и готовы к его дальнейшему расширению, четко понимая, что сегодня они выступают как интеллектуальные амбассадоры своего региона, своей отрасли на общероссийском образовательном пространстве.

Но, по признанию многих, актуальным остается вопрос гарантированного и целенаправленного донесения до огромной и разнообразной школьной аудитории достоверной, качественной информации о реализуемых программах подготовки кадров, о тех возможностях, которые вузы готовы предоставить молодым людям по выстраиванию образовательных и карьерных траекторий… Журнал «В Профиле» – приглашение к совместному поиску необходимых решений.

Национальная система профориентации, ключевые решения

1.01.2019

Старт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках НП «Образование», направленного на создание системы по выявлению талантов и ранней профориентации обучающихся.

1.09.2023

Внедрение в школах России Единой модели профориентационной деятельности (профминимум), утвержденной Минпросвещения РФ.

2024

В систему профориентации в рамках нацпроекта «Образование» вовлечено более 8,5 млн учащихся во всех 89 регионах страны.

7.05.2024

Подписан Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.». Создание эффективной национальной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подрастающего поколения включено в перечень наивысших национальных приоритетов.

1.01.2025

Старт нацпроекта «Молодежь и дети». В числе целевых показателей стопроцентный «охват обучающихся системой мер», направленной в т.ч. «на самоопределение и профессиональную ориентацию».

3. В чем суть и особенности журнала «В Профиле?

Опираясь на вышеизложенные аргументы, имея 20-летний опыт информационного партнерства со всеми заинтересованными сторонами в сфере образования, издательство «Аккредитация в образовании» для школьников России инициирует медиапроект - справочно-информационное издание «В Профиле».

Журнал ориентирован на раннюю профориентацию школьников на основе знакомства с университетами-партнерами издательства. Это даст учащимся больше возможностей не только для знакомства и выбора своей будущей профессии, но и для выбора конкретного вуза на основе достоверной информации о приеме, об особенностях обучения, о перспективах дальнейшего трудоустройства.

В свою очередь, вуз-партнер через целенаправленное информирование целевой аудитории сможет привлечь мотивированного, качественного, сделавшего осознанный выбор абитуриента.

«Мне повезло: я довольно рано нашел то, что люблю», - сказал однажды Стив Джобс. По большому счету, выстраиваемая сегодня масштабная общероссийская система профессионального самоопределения должна помочь найти любимое дело каждому молодому человеку: образно говоря, везение должно стать нормой. Получится – значит, большой профориентационный проект стране удался…

Мы готовы в этом участвовать вместе с вами! Ваши издатели.

«Успех выстраиваемой системы последует, если в нее будут вовлечены «не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО…» (Из «Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации»)

Суть

  • Соответствие вызовам и задачам создания современной национальной системы ранней профессиональной ориентации как одной из национальных целей и ключевого направления государственной политики в сфере образования.
  • Информационная поддержка и продвижение привлекательного образа российских регионов, их образовательного, экономического и социального потенциалов в интересах молодого поколения россиян.
  • Достоверное информирование учащихся об актуальных профессиональных образовательных программах, востребованных на национальном и региональном рынке труда. Содействие формированию у школьников готовности к профессиональному самоопределению и карьерной грамотности.
  • Вовлечение ОО высшего и среднего профессионального образования в систему ранней профориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, оказание помощи в подготовке мотивированного, качественного, сделавшего осознанный выбор абитуриента.

Особенности

  • Структура и содержание журнала, разработанные с опорой на структуру и содержание Единой модели профориентационной деятельности Министерства просвещения РФ (курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»).
  • Адресное представление актуальных для национальной и региональной экономики образовательных программ
    профессионального образования для школьников (6-11 классов).
  • Представление региона, в котором расположена ОО высшего (среднего) профессионального образования – участница выпуска.
  • «Дерево профессионального роста» – наглядное картирование образовательных траекторий для обучающихся.
  • Информационная помощь для школьных педагогов-наставников, проводящих профориентационные уроки.
  • Бесплатное распространение в общеобразовательных школах электронной версии журнала, возможность подписки на печатную версию.
  • 4 многостраничных выпуска в год.