Формула выбора профессии

Основное изображение статьи
Дорогие читатели, давайте знакомиться! Героиня нашего интервью Елена Юрьевна Пряжникова – наиинтереснейший человек, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала, профессор-исследователь Лаборатории профессиональной ориентации «Таланты Будущего» Финансового университета при Правительстве РФ.

Елена Юрьевна, Вы в профессии уже 40 лет! Окончив институт, Вы не меняли свой выбор. Как говорится, выбрали свой путь в профессии раз и навсегда. И Ваши профессиональные достижения говорят о том, что выбор был верным! Как Вы выбирали свою профессию? Интересен ваш личный опыт.

– Здравствуйте, уважаемые читатели! Действительно, свой профессиональный путь я начала, страшно сказать, с 1 сентября 1978 года. И его старт был далеко не радостным и счастливым… Я провалила вступительные экзамены при поступлении в педагогический институт. Кто-то удивится и спросит: «Что так плохо подготовилась и не смогла поступить даже в педагогический?». Нет, друзья, все намного сложнее. В те годы при поступлении в педагогический вуз, а особенно
на ряд факультетов, в частности, такой как исторический, было принято принимать ребят, которые имели два года стажа в педагогической сфере или уже отслужили в армии. Собственные амбиции, увы, сыграли злую шутку, настолько была ярко
выражена уверенность в своих силах, что на эти ключевые условия даже не обратила внимания. И когда после написания сочинения нас, «зеленых» десятиклассников, мягко скинули с эстафеты поступления в институт, жизнь медом уже не казалась. Пару недель я просто не выходила из дома, ревела так, как в сказке «Царевна Несмеяна», и в один из дней ко мне пришла секретарь директора моей школы и сказала, что они приглашают меня как выпускницу школы, как человека, интересующегося
и увлеченного педагогикой на работу. Первая должность – старшая пионервожатая, такой пионерский лидер более чем 750 учащихся 4–8-х классов. И вот сейчас я с невероятной благодарностью вспоминаю своего учителя русского языка и литературы, нашего необыкновенного, талантливого директора школы Машкову Дину Сергеевну, которая поддержала, подобрала правильные слова и вселила стопроцентную уверенность, что один пропущенный год - это серьезная «закладка» фундамента в профессию. И действительно, поступление на следующий год уже прошло безболезненно, и я даже умышленно выбрала не дневную форму обучения, а вечернюю, продолжая работать в школе, продолжая углубленно осваивать все
секреты этой профессии. Но определенный личный интерес к работе с более взрослыми людьми, методическая, а в дальнейшем и научная деятельность перетянули чашу весов, и мне посчастливилось пройти школу работы методистом во Дворце пионеров г. Долгопрудного, а далее это удивительный опыт методиста, завуча в Московской комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (ох, боюсь, читатели уже и не вспомнят эти аббревиатуры). Особым и, на мой взгляд, важным этапом
профессионального развития стала работа главным специалистом управления педагогического образования в Министерстве образования РФ. Именно там я столкнулась с пониманием необходимости развития в сфере высшего образования
профориентационных технологий, именно там и защитила свою кандидатскую диссертацию по теме «Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования», тем самым уже понимая, что моя дальнейшая профессиональная деятельность будет связана именно с научной и преподавательской работой.

Знакомясь с Вашей профессиональной карьерой, понимаешь, что это не просто профессия, – это дело всей жизни! Почему именно профориентация? В чем Вы видите свою миссию?

- Научной проблематикой по направлению психология труда и, в частности, темой профориентации молодежи я занимаюсь
с конца 90-х годов. А вот ответ на ваш вопрос, почему именно профориентация меня волнует, мною уже дан в начале нашей встречи. Скорее всего, у меня не было бы провала при поступлении в институт, если бы с нами в те годы более тщательно проводили профориентационные программы и акцентировали внимание на все значимые и острые моменты приемной компании.

Сегодня профориентация - это не только элементарное информирование старшеклассника, а серьезная и длительная работа по активизации его личностного и профессионального самоопределения. Это соединение углубленной психолого-педагогической работы с раскрытием своих способностей, возможностей, с элементами формирования необходимых компетенций, которые могут пригодиться в дальнейшей профессиональной жизни. 

В чем же заключается именно моя миссия в этом направлении? Вот не поверите, никогда не задавала себе этот вопрос. Попытаюсь поразмышлять. Вначале это было связано с разработкой профориентационных программ для профильных школ, вузов, колледжей. И эта работа подарила мне уникальные встречи с педагогическими коллективами, со старшеклассниками и студентами практически по всей нашей стране. Количество командировок и работы в разных уголках страны, что позволило собрать уникальную статистику и убедиться, что профориентационная работа невероятно зависима от специфики регионов, от особенностей рынка труда и многих других как объективных, так и субъективных факторов. Затем уже в процессе работы над
своей докторской диссертацией по теме: «Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта» я начала разрабатывать авторские профориентационные методики и программы, направленные на разработку подходов, принципов и условий развития профессионального самосознания специалиста-профконсультанта в целях повышения им уровня рефлексии своей профессиональной деятельности и развития себя как личности в профессии.
И я продолжаю разрабатывать теоретико-методологические основы профессионального самосознания личности с целью выявления социально-психологических условий, способствующих эффективности личностного развития в системе целенаправленной подготовки и естественного развития человека.

Любимая работа – это реально? Кто должен быть инициатором выбора профессии?

- Любимая работа – это реально! Я вспоминаю прекрасный пример своих дорогих родителей, которые для меня навсегда останутся подтверждением, что любимая работа не только дает возможность построить успешную карьеру, но и быть счастливым в личной жизни. Когда успех и профессиональный рост не вызывал ревности и конкуренции. Знаете, я никогда от них не слышала, чтобы они произносили такие фразы: «Ой, как же не хочется в понедельник идти на работу…» или «Как мне надоела эта работа…». Любимой работа, наверное, становится тогда, когда ты ее хорошо понимаешь, когда она дает тебе возможность творить, совершенствоваться, меняться, не стоять на месте, приобретать друзей и соперников (и спасибо им всем
за возможность отстаивать свое право на личное профессиональное мнение и авторскую позицию). Инициатором выбора профессии является только сам самоопределяющийся человек! Да, мнение родных, друзей, авторитетных людей, безусловно, играют определенную роль, но никто не сможет за тебя посмотреть на твою будущую деятельность позитивно, критично
или благосклонно. Только ты сам в ответе, хочешь ты иметь любимое Дело или ждешь решения всех своих личных и профессиональных вопросов другими людьми.

Что делать, если у подростка много интересов и поэтому он зачастую не может определиться с выбором профессии? Журнал «В профиле» обращается к Вам за профессиональным советом… 

- Давайте разберемся вместе с этим вопросом. Эти интересы, хобби, дополнительные занятия в секциях и кружках всегда целенаправленно выбираются для построения профессиональной карьеры? Или ребенок, подросток с помощью и по совету родителей только пробует свои силы в этих кружках, или за компанию с друзьями посещает разнообразные занятия?

Если это кратковременный интерес, то, скорее всего он не станет ориентиром для выбора профиля деятельности. О профессии необходимо много знать, а именно: какова ее цель, какие задачи и функции я буду выполнять, с помощью каких средств я хочу и могу работать, а какие условия работы для меня предпочтительнее. Т.е. самоопределяющийся человек должен ответить на позиции «Формулы выбора профессии»: какова она, профессиональная функция, которую я точно смогу выполнять, в какой сфере экономики нашей страны мне бы хотелось работать, какую позицию/должность я хотел бы занимать в будущем, какой тип компании/организации мне ближе и комфортнее для работы и на какой уровень зарплаты я бы хотел рассчитывать и сможет ли данная профессия мне этот уровень предоставить? Но сам подросток вряд ли самостоятельно ответит на вопросы
«Формулы выбора профессии». Вот здесь и необходима развернутая и тщательная профориентационная работа и профконсультационное сопровождение его выбора. Когда мы сможем помочь подростку найти ответ, что тот или иной его интерес — это некий кирпичик в основании будущей профессиональной деятельности, что тот или иной школьный предмет — это тоже существенная основа знаний и умений его будущей работы в конкретной производственной сфере. Только это все необходимо проговаривать в ходе профессиональных консультаций, в ходе тренинговых занятий и других форматах взаимодействия с ребенком.

Как Вы поступаете, сталкиваясь с отсутствием интереса к выбору профессии у подростка? На Ваш взгляд, почему так происходит?

- Чаще всего я вижу проявление отсутствия интереса к процессу выбора профессии в период проведения Дней открытых дверей в высших учебных заведениях. Когда ребята приходят с абсолютно отсутствующим взглядом и желанием поскорее убежать с данного мероприятия, на которое их либо «притащили», как они говорят, родители или классный руководитель или психолог школы. Конечно, я не прибегаю к размахиванию лозунгами и увещевательным речам, это бесполезное занятие. Я предлагаю им активизирующие профориентационные игры, совершенно неожиданные, совершенно не похожие на традиционные мероприятия, без педалирования, что принимать участие должен каждый пришедший в аудиторию. Нет, они постепенно сами разберутся, что это им интересно, что это уникально, или еще какие-то мотивы у них в голове появляются. Более того, я на такие встречи никогда не прихожу одна, со мной всегда мои студенты, уже прошедшие эти «муки» выбора, и именно они и проводят со старшеклассниками наши профориентационные занятия. Более того, мы в Финансовом университете делаем ставку на активное участие старшеклассников в наших программах по организации профильных смен в зимних и летних лагерях отдыха. Считаю это одним из мощных инструментов борьбы с отсутствием интереса к выбору профессии у подростка. Там в свободной и удобной обстановке можно очень тонко и ненавязчиво затрагивать многие аспекты, связанные с профессиональным выбором, с темой построения профессиональной карьеры, знакомством со структурой и содержанием целого ряда профессий.

Елена Юрьевна, Вы – обладатель диплома лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года за монографию «Родительское содействие профессиональному самоопределению старшеклассников». Удивительно, как точно уже в названии книги определена роль родителей в этом процессе! Каким должно быть родительское содействие?

Данная монография родилась в ходе большой научной работы моей аспирантки над ее диссертацией. Это честная и длительная реализация по разработке программ сотрудничества с родителями школьников. Конечно, было очень приятно, что научное сообщество так высоко оценило нашу работу. Современным родителям, порой активно занятым на своей основной
работе, действительно, сложно находить время и уделять внимание вопросам содержания новых профессий, выяснять
особенности, нюансы развития и становления рынка труда и т.д. Родители - это всегда пример для подростков, они же очень хорошо видят и слышат, что и как говорят родители о своей организации, о своей непосредственной должности, об отношениях с коллегами, партнерами или руководстве, о своем отношении к результатам труда. И невольно ими создается либо позитивный, а очень часто и негативный образ профессиональной деятельности родителей. И вот здесь мы сталкиваемся с формирующимися у детей устойчивыми мнениями и позициями, что «работа не волк и в лес не убежит», что «работают только дураки и неудачники», или «зачем учиться, можно и так успешно пристроиться…». Часто родители мечтают, чтобы родные дети продолжали их бизнес, не отдавая себе отчет в том, что у ребенка может элементарно не быть не только желания,
но и способностей к этой деятельности. Иногда родители демонстрируют гиперопеку в вопросах выбора профессионального пути своего чада. И, скорее всего, я остаюсь приверженцем той идеи, что современным родителям необходимо помогать в информировании, диагностировании, консультировании их детей, и делать это должны специалисты, которые на различного рода встречах, занятиях, уроках помогут познакомить родителей с технологиями профессионального выбора, помогут избежать многих ошибок в выстраивании траекторий обучения.

Думаю, что школьным педагогам, читающим это интересны Ваши рекомендации. Вами написано немало книг, публикаций на тему профориентационной работы, Вы проводите семинары и консультации для педагогов и психологов, отвечающих за эту сферу деятельности в образовательном учреждении. Какое место в процессе профессионального самоопределения школьников Вы отводите учителю? Чем он может помочь подростку?


Действительно, педагог в школе — это некий первый образец работы профессионала, и многие ребята примеряют на себя его профессиональные действия: а смогли бы они вот так работать с аудиторией, или вот так увлеченно проводить факультативы
и занятия по своему предмету? Иногда мы сталкиваемся с примером выбора той или иной профессии, где ключевым фактором выбора стал именно увлеченный и гениально знающий свой предмет педагог. Или активное участие в проектной, исследовательской деятельности вместе с педагогом стало своеобразной профессиональной пробой для школьника и именно участие в олимпиадах, форумах, слетах, конференциях дает подросткам возможность увидеть, что им не только интересно, но и комфортно, понятно и перспективно в той или иной профессиональной среде. Я всегда говорю своим коллегам-педагогам, что их миссия в формировании представлений о Мире профессий огромна. Я вспоминаю своего учителя химии, которую мы
боялись как огня за ее строгость и железную требовательность к предмету, но когда она на одном из факультативных занятий стала рассказывать о своей студенческой стажировке в бескрайних полях Башкортостана, о том, как она познакомилась со своим будущим мужем, как он трогательно приносил ей букеты тюльпанов, как помогал писать диплом и осуществлять необходимые расчеты в тексте, мы слушали ее и не верили своим глазам. Куда ушла это суровость, холодность, нарочитая строгость? У меня и моих одноклассников потом язык не поворачивался сказать, что наша химичка - сухарь и Столыпин в юбке. Педагог через свой предмет, через доверительное слово и уважение к самоопределяющемуся подростку может стать источником значимой и уникальной информации об истоках профессионального мира той предметной области, в которой он
работает, о перспективах работы в данной отрасли. Самое главное - быть честным с ребятами, не приукрашивать и не пугать,
что у них что-то не получится или не сложится при построении их профессиональной судьбы.

Каким же, в итоге, должен быть главный результат профориентации подростка?

Безусловно, итог профориентации у каждого подростка свой. Кто-то внимательно слушает, прислушивается, активно интересуется миром профессий, следит за изменениями в востребованности специалистов, активно ходит на профориентационные встречи с консультантами, психологами и практически может легко ответить на ключевые позиции «Формулы выбора профессии», о которой я говорила ранее. А для кого-то важно сильно не заморачиваться относительно своего будущего, и их поведение регулируется знаменитой фразой героини Скарлет О, Хара: «I’ll think about it tomorrow». Мне лично импонируют ребята, у которых моторчик и огонь во всем: они активны, они любознательны, они подвижны, они непросто интересуются, а обязательно пробуют, они не пропускают ни одну профориентационную смену, ни одну олимпиаду, ни один конкурс или возможность стажировки. И тем самым формируют себе роскошную подушку безопасности для поступления в учебное заведение в виде бонусов, баллов, в виде реального практического опыта, что немаловажно для ряда
специальностей и направлений подготовки.

Елена Юрьевна, а теперь давайте раскроем секрет нашим читателям. Наши встречи продолжатся! На страницах журнала читателей ждут....

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить вас за неподдельный интерес к проблематике профессионального самоопределения
личности. И, безусловно, я готова поделиться с вашими читателями своим практическим опытом в области профориентации молодежи. Я хотела бы затронуть темы организации профильных профориентационных занятий со старшеклассниками, мне интересно поделиться с читателями вариантами сотрудничества с иностранными учащимися и рассказать о наших успешных тренинговых программах, которые мы используем в нашем университете в работе с ребятами абсолютно других культур, носителей других национальностей и ценностей, более подробно рассмотреть тему формирования компетенций будущих
профессионалов и остановиться на моделях и траекториях построения профессионального пути.

Главный результат постепенной профориентации очень прост - сформировать у подростка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального,
жизненного и личностного развития.

03.08.2025